↑  
  ←   Главы   →  
  1    2    3    4    5    6    7 
  ↓  

Шведское королевство

Страна воплощенной мечты

Молодым везде у них дорога…

Уважению к собственной личности, а равно и личности других в Швеции начинают учить ес­ли и не с пеленок, то со школьной скамьи точно. В этом я убедилась во­очию в одном учебном за­ве­де­нии на ок­раине Гетеборга.

Представьте себе среднюю школу, не совсем обычную даже для Швеции, поскольку 95 про­цен­тов ее учеников из семей эмигрантов — юго­славов, иранцев, курдов, поляков и других. Всего 400 учеников из сорока стран мира. И для всех них шведский язык остается ино­странным.

Обучение в этой школе ведется на семи язы­ках. В основном на шведском, но 5 часов в не­де­лю программу по основным предметам де­ти закрепляют на своем родном языке, чтобы лучше усвоить. Для этого дирекция нанимает отдельных преподавателей из среды самих эмигрантов.

Здесь дети учатся с 4-го по 9-й класс. Весь же процесс школьного обучения в Швеции за­ни­мает 12 лет — последние три года гимназии по же­ланию. В целом система обучения на­по­ми­нает нашу — те же предметы, два ино­ст­ран­ных языка, те же 20—25 человек в клас­се. Но есть и существенные различия. До 8-го класса ученики не получают оценок. Су­ще­ст­ву­ет лишь система зачетов по отдельным те­мам. Причем не сдать такой зачет почти не­воз­можно. Если ученик не справляется с за­данием или много пропускает из-за бо­лез­ни, школа специально оплачивает пре­по­да­ва­те­лю часы так называемого «экстерного», или дополнительного, обучения, в которые даже самый заядлый лентяй сможет освоить тео­ре­му Пифагора или английскую грамматику.

«Заходя в класс, учитель не должен думать заранее, что кто-то из его учеников не спра­вится, — рассказывал директор школы Оке Хейнестранд, — он должен быть уверен, что это под силу всем».

Необычна для нас и распространенная в Шве­ции система обучения самих преподавателей. Здесь готовят в основном специалистов ши­ро­кого профиля, так что в школе они читают фи­зику, химию, биологию и математику од­но­вре­менно. Один из таких педагогов, Манус Гьес, объяснил: «Я думаю, что важнее быть просто учителем, уметь преподать предмет, научить ученика, а не быть выдающимся хи­миком, познавшим все тайны науки».

Я попросила преподавателей школы назвать наиболее ценное, по их мнению, качество пе­да­гога. «Главное — это видеть в каждом уче­нике личность и никогда не смешивать его с тол­пой», — ответили мне. И судя по тому, как на моих глазах они общались с учениками, это не просто слова. Вообще в этой школе кри­чать позволено только детям. И они го­мон­ливой стайкой сопровождали нас по школе. Здесь не принято ругать ученика при всем клас­се или позорить на родительском соб­ра­нии. Зато демонстрация заслуг каждого про­исходит публично.

После школы большинство учеников идут учить­ся в гимназию. Для них это не просто до­полнительные три года учебы, но и воз­мож­ность получить профессию по выбору. На­при­мер, большой популярностью среди де­тей эми­грантов пользуются специальности со­труд­ников гостиниц и ресторанов, парик­ма­хе­ра или социального работника. А есть же­ла­ние — можно учиться и дальше. В Швеции обучение и в средней, и в высшей школе для всех бесплатно. Все, от учебников до обедов в школьной столовой, финансируется муни­ци­пальными властями.

И еще пару слов о меню школьной столовой. Прежде всего, в нем постоянно присутствуют блюда, из которых можно составить 4 вида обе­дов: обычный — с мясом, гарниром на вы­бор, сладкими блинами с вареньем, соусами, салатами и т.д.; вегетарианский; мусуль­ман­с­кий, то есть без свинины и жира, и дие­ти­чес­кий. «А как же иначе, у человека, даже если это ребенок, всегда должен быть выбор» , — объяснял директор.

Дальше  →  


 

Подготовлено для публикации в интернете © Илья Тихомиров, последние изменения: 12 ноября 2004 г.