↑  
  ←   Главы   →  
  1    2    3    4    5    6    7 
  ↓  

Шведское королевство

Страна воплощенной мечты

Бригадный подряд на заводах «Вольво»

Даже человек, весьма далекий от автомобильного рынка, хоть раз в жизни слышал название этого крупнейшего в мире автомобильного гиганта или видел его машины. Но речь сейчас пойдет не о технических достоинствах автомобилей «Вольво», а о том, в каких условиях они производятся недалеко все от того же Гетеборга.

Экскурсию по автосборочному заводу мы совершали на небольшом открытом автобусе, который ловко лавировал по огромным цехам. Играла джазовая музыка, в воздухе стоял запах кофе и какого-то ароматизатора, а молодые мужчины в белых футболках и белых перчатках ловко монтировали какой-то автомобильный узел. Наш проводник Сергей Завадов из московского представительства «Вольво» рассказывал, что всего на заводе работает 1800 человек. Из них 250–300 — «белые воротнички», или администрация, остальные рабочие. Делятся они все на бригады по 4–5 человек, и сами выбирают того, кто контролирует качество их продукции. Брак здесь делать просто невыгодно, поскольку устранять его придется самой же бригаде, причем вне рабочего времени. И эти «сверхурочные» никто, естественно, не оплачивает.

Ежедневно с конвейера этого завода сходит 82 грузовика. Хотя самого конвейера здесь нет. Вместо него шасси и все остальные комплектующие переезжают из цеха в цех на специальных гидравлических тележках, которые можно остановить в любой момент, проверить еще раз крепления или устранить брак. Ведь потом будет некогда. Все машины прямо с завода отправляются к заказчику. В самом центре завода расположен мини-парк. Его разбили сами рабочие, а администрация помогла доставить сюда экзотические растения со всех стран мира. Здесь можно почитать в перерыв или выпить чашку кофе.

Еще одно «чудо враждебной техники» — снующие туда-сюда по цеху транспортерчики с коробками и ящиками. Все они программируемые и управляются из единого компьютерного цеха. Эти умные машины не только выбирают по маркировке нужный ящик, но и знают, когда и куда он должен быть доставлен.

В одном месте я увидела стенд с фотографиями. «Это своего рода «доска почета», — объяснил наш гид. — А вот там проводятся курсы повышения квалификации для рабочих. Здесь учеба вообще поощряется».

Рабочий день на заводе, как и во всей Швеции, длится 8 часов. Перерыв на обед 45 минут. Для женщин существует короткий рабочий день. А в случае болезни каждому работнику по больничному листу выплачивается 85 процентов заработной платы. В общем все, как у нас.

Летом этого года компанию «Вольво» посетил и Президент Украины Леонид Кучма. Руководство компании поделилось с нами, что Президент обсуждал возможность поставок грузовиков и автобусов «Вольво» в Украину, а также возможность сборки этих машин на базе завода во Львове. Но все это пока лишь перспективы.

На этом, пожалуй, мы и закончим нашу экскурсию по загадочной Швеции. Хотя рассказывать еще можно было бы долго. Кого-то она, возможно, разочаровала. Но в кого-то, надеюсь, вселила надежду. Ведь если они смогли осуществить нашу мечту, может, когда-нибудь это удастся и нам.

Елена Астрахович, «Слово»

 

Подготовлено для публикации в интернете © Илья Тихомиров, последние изменения: 12 ноября 2004 г.